среда, 9 ноября 2016 г.

В поисках затерянного Рая

Путешествие по полуострову Гамова с 15 по 24 августа 2016 года

Где-то далеко на юго-востоке России есть уникальное по красоте место - полуостров Гамова, знаменитый своими уединенными морскими бухтами в обрамлении неприступных скал, зелёными сопками и почти нетронутой природой. Именно поэтому Приморский край был выбран второй целью моего большого путешествия по восточной части России в августе 2016 года.

План путешествия

В планах было обойти весь полуостров Гамова по береговой линии, посещая последовательно самые красивые бухты: Идол, Гротовую, Витязь, Галечную, Алексеева, Теляковского, Тёплую, Астафьева, Нерпичью, Среднюю, Горшкова. Но, учитывая характер местности, я очень сомневалась в возможности прохождения по берегу от бухты Галечной до бухты Алексеева.
Ещё одним "но" было то, что морская территория к северу от бухты Теляковского принадлежит Дальневосточному морскому заповеднику. Известно, что в зону заповедника входит берег на 500 метров в глубину, где установлен охранный режим: нельзя ставить палатки, жечь костры, купаться, использовать транспорт и много чего ещё. А вот можно ли там просто погулять, я не могла заранее узнать. Официально разрешение на посещение заповедника получить нельзя, но, судя по некоторым отчетам в Интернете, народ там ходит и даже ночует, спрятав палатку от глаз егерей.
Одним словом, посмотреть чудеса природы очень хотелось, потому возможные трудности не пугали.

Организация заброски

Маршрут начинался в деревне Андреевка, которая находится в 80 километрах к югу от Владивостока, если мерить по прямой. По дороге же ехать 200 километров, и займёт это около пяти часов. Добраться до неё можно на рейсовом автобусе №521 "Владивосток-Зарубино". Автобус отправляется 2 раза в день: утром в 7.30 и днём в 15.00. Мы выбрали утренний рейс.
Билет был приобретен заранее через сервис e-traffic.ru по цене 645 рублей. Жаль, но обратный билет заранее купить невозможно, ни on-line, ни off-line. Так что при возвращении могут быть разные "сюрпризы". Чтобы избежать нервотрёпки, мы планировали вернуться во Владивосток за две ночи до вылета.

Первые впечатления, первые приключения

Приморский край приветствует душным и влажным воздухом, который напоминает тропики, чувствуется близость моря, свидание с которым я с нетерпением ждала.
По дороге в Андреевку я с интересом разглядывала в окно проплывающие пейзажи. Красивая местность! Сопки, покрытые сочной зелёной растительностью, глубоко врезающиеся морские бухты, мощные реки, текущие с гор - всё это делает Приморский край не похожим ни на что, виденное мною в России. Однако, сразу бросается в глаза, что вся инфраструктура края - это его огромный минус. Дороги отвратительные, постройки убогие, свободные территории замусоренные... Зато  на дорогах нет ни УАЗиков, ни жигулей, ни волг, все машины дорогие, японские. Правда, это не касается рейсового автобуса - тот был убитый в хлам. Зато он ЕХАЛ.
Правда, не долго. Резкий хлопок - и автобус встал! Что это? Водитель вылез посмотреть. Не может быть! ОПЯТЬ КОЛЕСО! Нет, ну это уже не смешно: второй раз ломается колесо у автобуса за одну поездку! Кто сказал, что снаряд в одно и то же место два раза не попадает? Все пассажиры вышли из автобуса, не понимая, чем чревата сложившаяся ситуация. Водитель не удосужился что-либо объяснить, молча пытаясь починить возникшую неисправность. Естественно, напрасно. Благо, он додумался вызвать из Владивостока другой автобус, который и забрал всех пассажиров, изнывающих от невозможной жары, где-то через 3 часа. Российские автобусные компании - самые лучшие в мире!!!

Вот так, с приключениями, но, все-таки, мы оказались в Андреевке.
Что можно сказать про этот курорт? Люди, обходите стороной это место!!!
Первое впечатление от Андреевки было ужасное (да и второе с третьим тоже). Толпы народа вперемешку машинами, запах выхлопных газов, шум, забор вдоль пляжа, унылые халупы в качестве "отелей", грязь и мусор на дорогах. АД. С трудом найдя "дыру" в заборе, заглянула на пляж. Комментировать не буду, всё видно на фото.

Пляж в Андреевке

Хотелось поскорее уйти из этого места. Но время уже перевалило за полдень, а жара, усугублённая сильной влажностью, делала почти невозможным передвижение с рюкзаком. К тому же, найти поблизости уединенное место для палатки казалось весьма сомнительно. Решено было искать ночлег в Андреевке.
К счастью, удалось найти "номер" за 800 рублей в халупе на горе, в сильном удалении от злачных мест. "Отель" представлял собой хлипкий домик в стиле Анапы советских времен.

Зато из него открывался красивый вид. Что же, завтра будем искать затерянный Рай, а пока - довольствоваться, тем, что есть.
Вид на Адреевку с территории "отеля"

Вечером сходили на близлежащий мыс с названием Андреевка, искупались в Японском море. Вода в нём удивительно приятная: комфортной температуры и обычной для моря солёности (в отличие от Чёрного моря, где соленость очень низкая). На мысу, в отличие от пляжа, народу немного, и там красиво. Наконец-то я начала получать кайф от свидания с морем!

Климат днём мне напоминал мой любимый Тайланд: жарко и влажно. Но, когда село солнце, похолодало. Не тропики, всё-таки. Неприятным сюрпризом оказалось наличие кровососущих. Особенно злостно комары пристают в лесу,  на пляж, к счастью, они почти не залетают.

Дорога на Витязь

На следующий день исследуем побережье между Андреевкой и Витязем. Эти два населенных пункта связаны между собой хорошей грунтовой дорогой, но мы хотели не просто дойти из пункта А в пункт Б, а заглянуть в интересные места, лежащие по пути. Поскольку "выгуливать" рюкзак по горам нам дико не хотелось, мы решили идти налегке, оплатив ещё одну ночь в Андреевском "курятнике".
Первым делом мы заглянули в бухту Идол, расположенную вблизи населенного пункта Рисовая Падь. Место оказалось отнюдь не укромным, единственный его плюс в том, что туда не заезжают машины.
Но палаток на берегу очень много, хотя, при желании, можно воткнуть и свою. За палатками есть большая поляна, поросшая высоченной травой и непригодная для стоянок. Источник пресной воды - ручей, с виду очень грязный.

Палатки в бухте Идол
Вода в бухте чистая и тёплая, с удовольствием искупались. Надолго задерживаться в бухте Идол нам не захотелось.
Бухта Идол
Небольшой подъём в гору, спуск узкой тропке, ведущей через красивый дубовый лес - и мы в бухте Гротовой. Она знаменита своим островом с гротом, в который можно попасть только по воде. Островок, действительно, симпатичный, но сам грот нас не впечатлил, он небольшой. Основное развлечение посещающих его людей - попрыгать с отвесных стен в воду.

Места для палатки и источников пресной воды в бухте Гротовой нет.

Бухта Гротовая
Тот самый грот
По дороге от бухты Гротовой в Витязь открываются великолепные виды на море и острова.

Вскоре взору предстаёт и сама бухта Витязь.
Вид на бухту Витязь

В Витязе оказалось намного спокойнее и уютнее, чем в Андреевке. Мы без труда нашли свободный домик на базе Витязь-Сихотэ и решили завтра туда переехать.

Отдых в Витязе и прогулки по окрестностям

На следующий день мы уже загорали на немноголюдном песчаном пляже в Витязе, куда переехали вместе со своими рюкзаками на такси за 800 рублей.

Пляж в Витязе
В Витязе мы решили остановиться надолго, чтобы налегке обойти все окрестности. Небольшого знакомства с местностью нам хватило, чтобы понять, что отдых в формате "рюкзак-палатка" здесь не получится.

Причин тому несколько:

- трудности со стоянками (многолюдность, горный рельеф, непредсказуемость с источниками пресной воды);

-  жаркий и влажный климат, делающий и без того сложное движение по пересеченной местности с рюкзаком просто невыносимым;

- заповедник, путешествие по которому с рюкзаком может вызвать настороженность егерей.

Впрочем, путешествовать с палаткой, наверно и можно, если точно знаешь, где есть подходящие стоянки. Но, все-таки, лучше не издеваться над собой.

Мыс Шульца

Во второй половине дня мы прогулялись на мыс Шульца. Хотели попасть в бухту Галечная, но тропу на неё не обнаружили. А без тропы там вообще никак - трава в рост человека и неприступные скалы преграждали путь в затерянный рай.

Непроходимые скалы на пути в бухту Галечная
Пляж под скалой, на который не спуститься

Зато на мыс Шульца вела хорошая дорога. Там, правда территория Морской Экспериментальной Станции, и висят таблички, что посторонним входить нельзя, но нас это не остановило. Впрочем, смотреть на мысу особо не на что - тропинка заканчивается в травяных зарослях. Живописных скал там нет, зато видно море до горизонта. К воде не спуститься из-за крутого обрыва.

Вид с мыса Шульца на открытое море
Вид с мыса Шульца на бухту Витязь

По пути назад мы спустились на один из уединенный галечных пляжиков, искупались в море, дно которого в том месте оказалось сплошь заселено морскими ежами и звёздами.

Что касается источников пресной воды - то по пути на мыс мне встретилось аж три чистых родника. Встать в палатке на берегу юго-восточной части бухты Витязь можно, но количество народу там по-прежнему очень большое. Поэтому невозможно знать заранее, будет ли свободное место.

Каякинг

Что же, поиски затерянного рая продолжаются. Для того, чтобы попасть в бухту Галечная и следующую за ней бухту Алексеева, решено было взять напрокат каяк.
Погода способствовала морским прогулкам, на море был штиль, но, впервые за всю поездку - пасмурно. Это и хорошо, нет риска сгореть на солнце.

Чтобы попасть в бухту Галечная, надо обогнуть мыс Шульца. Это оказалось не сложно и очень интересно. Вид на причудливые скалы с воды просто фантастический, а сама вода имеет красивый оттенок и необыкновенную прозрачность. Можно наблюдать проплывающие под каяком скалы, уходящие в таинственные глубины. Впечатляет.

Вот она, недоступная бухта Галечная! Увы, не уединенная. Там уже расположились палаточники с моторной лодкой.
Бухта Галечная
Раем это место не назовёшь. Крупная галька, по которой почти невозможно ходить и косогор, неудобный для палаток - огромные минусы бухты. Зато там есть ручей с чистой водой, тишина и нетронутая цивилизацией природа.
По пути из Галечной в бухту Алексеева не устаёшь удивляться причудливым береговым скалам. Встречаются и арки, и столбы, и огромные отвесные стены.

Перед бухтой Алексеева расположены одноимённые камни, на которых, как утверждают путеводители, любят отдыхать тюлени-ларга (или пёстрые нерпы). Мне очень хотелось посмотреть на этих милых животных, но ни одной нерпы на камнях не оказалось. Не удивительно. По этому маршруту гоняет столько моторок, что все животные, естественно, распуганы. Жаль.

Бухта Алексеева оказалась удивительно похожа на Галечную, только чуть больше. Та же крупная галька на берегу, тот же косогор, ручей с пресной водой и туристы-палаточники (а как же без них???).

Бухта Алексеева
Из достопримечательностей там есть заброшенный ДОТ, но интереса у нас он не вызвал.

Но бухта Алексеева всё-таки подготовила один сюрприз. Он нас поначалу напугал, потому что ВНЕЗАПНО метрах в 20 от каяка вынырнула ГОЛОВА. Потом ещё несколько голов. Тюлени-ларга!!! Их было целое стадо, штук, наверно тридцать. И все они с любопытством уставились на неведомую штуковину -  каяк. К сожалению, близко подплыть и заснять это чудо у нас не получилось. Тюленям очень скоро надоело шоу, и они скрылись в глубине.

Бухта Теляковского и остров Томящегося сердца

Бухта Теляковского, одна из "жемчужин" полуострова Гамова, находится примерно в 4 километрах от Витязя. По описанию - это живописный залив со скалистыми берегами, поросшими сосновым лесом. Вода в бухте глубокая и необыкновенно прозрачная, а многочисленные галечные пляжи как будто созданы для романтического отдыха в гармонии с природой. Главной достопримечательностью бухты является остров Томящегося сердца, отделенный от берега неглубоким проливом, который можно преодолеть вброд. К сожалению, в 2011 году бухта получила печальную известность: именно там акула напала на отдыхающего молодого человека, вызвав шумиху по всей России. По сведениям из Википедии в бухте Теляковского постоянно проживают четыре акулы, и ещё несколько прибывают туда в летнее время. Впрочем, сами приморцы к "страшилкам" про акул относятся равнодушно, по крайней мере, это не останавливает любителей уединенного пляжного отдыха от посещения бухты Теляковского.
Из Витязя в бухту Теляковского ведет хорошая грунтовая дорога, вполне проходимая для всех видов машин. Пешком же придется попотеть, так как надо одолеть перевал высотой 160 метров с затяжным подъёмом. Зато с перевала открывается живописный вид. Можно увидеть и бухту Теляковского во всей её красе. Жаль только, что пасмурная погода не способствует хорошей фотосъёмке.

Бухта Теляковского
Всего через полтора часа после выхода из Витязя, мы уже спускаемся в бухту.
Там, куда есть возможность проехать на автомобиле - везде стоят палатки. Место для отдыха тут идеальное, для настоящих ценителей природной красоты.Тихие рощи с уютными полянками, ручей с прозрачной водой и - лёгкая транспортная доступность.
На самом пляже в начале тоже дикая концентрация палаточников, хотя я вообще не представляю, как они заезжают туда на машинах. Но чем дальше продвигаешься по берегу, тем более уединенным он становится. Чтобы дойти до острова Томящегося сердца, необходимо преодолеть скальные выступы, врезающиеся в море. Можно карабкаться по скалам, а можно обойти по воде - глубина небольшая.
Преодолев скалы, мы оказались на совсем безлюдном галечном пляжике, казалось бы идеальном для отдыха. Одно "но" - за пресной водой пришлось бы ходить назад к ручью.
Продолжаем свой путь к острову Томящегося сердца. Путь преграждает скала, на которую ведет очень крутая тропа. Для удобного подъёма навешаны веревки. Спуск вниз тоже крутой, но веревки сильно облегчают задачу. Пролив между берегом и островом небольшой (метров 10) и неглубокий (чуть выше колена), но идти надо осторожно и обязательно в обуви из-за скользких камней и морских ежей на дне.
Сам островок весьма живописный: поросший по центру низкорослыми сосенками и имеющий причудливые скалистые берега. Где-то в скалах спрятано углубление с водой, в котором находится камень, напоминающий по форме сердце. Морские волны заставляют воду пульсировать, а камень-сердце - стучать. Это явление и дало название острову.
На острове Томящегося сердца
Мы обошли его по окружности, но само "сердце" нашли с трудом. Оно находится в южной части острова, недалеко от моря. Но биения "сердца" мы не услышали, возможно, из-за того, что был штиль.

"Томящееся сердце"
За островом Томящегося сердца расположен ещё один уединенный галечный пляж. Мы хотели попасть на него, но не обнаружили тропы. Та дорожка, что поднимается наверх, далее уходит вглубь леса. Возможно, на пляж есть путь по берегу, но мы уже не стали спускаться и искать его, потому что время перевалило за полдень и пошел дождь.
Галечный пляж за островом
Мы направилась назад. В планах было ещё посетить бухту Тёплая, которая относится к заповедной территории.
Дождь разошелся не на шутку. В бухте Тёплой мы все-таки побывали и оценили её необыкновенную красоту. Но, ни одной достойной фотографии не сделали из-за плохой погоды.

Ненастные дни в бухте Витязь

Ненастная погода продолжалась два дня, почти поставив крест на наших "наполеоновских" планах. Зато мы ещё раз убедились в правильности выбора жить на базе, ибо, при такой погоде, мы бы уплыли в океан вместе со своей палаткой.
В эти дождливые дни мы совершили ряд увлекательных дел. Во-первых, взяв напрокат маску и ласты, мы исследовали подводный мир бухты Витязь. Интерес для нас представляла старая полузатопленная шхуна и морские обитатели.

Брошенная шхуна в бухте Витязь
Шхуна произвела жутковатое впечатление, а вот с морской живностью так и не удалось познакомиться. Рыб почти нет, единственные обитатели здешних вод - морские ежи, звёзды и мидии.
Мидии
Во-вторых, я наконец-то смогла купить и отведать дальневосточный деликатес: парные гребешки. Найти их в Витязе большая проблема. Там есть лишь одна точка, торгующая морепродуктами, но завозят их туда не каждый день. Поступление деликатесов надо караулить, потому что, как только прибывает машина - сразу возникает огромная очередь, и всё мигом сметается. Продаются гребешки по цене 1600 рублей за килограмм, но попробовать их стоит. Едят их сырыми с соевым соусом и васаби. Очень вкусно и ни на что не похоже.

Бухта Астафьева

Посещение заповедной бухты Астафьева, расположенной всего в одном километре от Витязя, за узким перешейком, было одной из основных целей нашего путешествия. Именно там должен быть настоящий рай: широкие песчаные пляжи, голубая вода и нетронутая природа.
И вот, наконец-то, погода позволила посетить бухту Астафьева. В этот день на небе не было ни облачка, безветренно и жарко.
Переход в бухту Астафьева через невысокий перевал занял полчаса. На входе в бухту - забор. Посещение этой заповедной территории платное и стоит 200 рублей. Покупая билетики, интересуемся насчет возможности посещения следующих бухт - Нерпичьей и Средней. Увы, к посещению открыты только две заповедные бухты: Астафьева и Тёплая. Заходить дальше - категорически запрещено. Разве что верхней тропой, ведущей по сопкам, но спуск в бухты может иметь неприятные последствия при встрече с егерями. Решили, что сегодня исследуем бухту Астафьева и её окрестности и решим, стоит ли идти дальше.
Бухта Астафьева, действительно, шикарна. Отличный пляж с белым песком,  пенные морские волны, несколько чистых ручьёв, бегущих с гор. Ощущение нереальности придаёт пейзажу полное отсутствие людей.

Пляж в бухте Астафьева
В бухте Астафьева можно за определенную плату (если не ошибаюсь, 500 рублей) остановиться в палатке, но в специально отведенных местах, на некотором удалении от воды. Стоянки для палаток были весьма уютны, и ни одна не занята!

Лежать весь день на пляже - не наш формат отдыха. Решили, что до наступления дневной жары надо подняться на гору, разделяющую бухты Астафьева и Нерпичью, и осмотреть окрестности.
В гору с пляжа ведет хорошая тропинка, а на вершине захватывает дух от открывшихся видов на заповедные бухты.
Бухта Нерпичья
Бухта Астафьева
Бухта Нерпичья была видна, как на ладони. Но она не показалась нам интересной для посещения. Крутой склон горы переходил в песчаный пляж, почти такой же, как в бухте Астафьева, только меньше. Никаких интересных объектов видно не было. С горы, где мы находились, в Нерпичью вела небольшая тропа, но мы не стали спускаться. Вместо этого мы двинулись к мысу Азарьева. Идти по залитой солнцем зеленой траве, в которой стрекочут кузнечики, любуясь морским простором - неповторимое удовольствие.
Мыс Азарьева

Вид с мыса Азарьева в сторону бухты Нерпичьей

Достигнув мыса, и сделав фотографии, снова спускаемся в бухту Астафьева, в ту её часть, где мы ещё не были. Это самый дальний от пропускного пункта берег. Вокруг - ни души. Но пляж - галечный, и морское дно кишит ежами. Мы всё-таки искупались, чтобы освежиться, но решили, что пройдем ещё немного, до песчаного пляжа.

Вот он - рай. Почти безлюдный песчаный берег с пресным холодным ручьём, идеально чистое море. Остановились здесь на пару часов, чтобы пообедать и отдохнуть. Бросили в ручей растаявшую шоколадку и сделали суп из сублиматов на газу.

После обеда я погрузилась в релакс. Море - удивительно тёплое, замер температуры воды показал +27 градусов. Можно плавать, пока не надоест. Но заплывать далеко мешают мысли об акулах. Впрочем, глубина в бухте небольшая, а прозрачность воды позволяет видеть всё, что в ней происходит на большом расстоянии.
Выйдя из воды, можно просто упасть на песок и лежать, ни о чём не думая. Рай.

Но ни о чём не думать долго не получается. Потому, спустя два часа, мы решаюем покинуть рай и ещё раз сбегать до бухты Тёплой, красоту которой мы не смогли в прошлый раз оценить из-за дождя.

Бухта Тёплая

Бухта Тёплая - это тоже заповедная территория, и её, как положено, окружает забор. Но, как мы уже узнали, проход пешком туда не запрещён.
Вход в заповедную территорию
Мы без труда перелезаем через несерьёзную преграду и спускаемся вниз. В хорошую погоду бухта выглядит очень живописно.
Бухта Тёплая
Неповторимый шарм ей придают островки и мысы, покрытые низкорослыми соснами Гамова причудливой формы, напоминающей бонсай.

На ближайший мыс ведет тропа. Она поднимается на площадку, откуда виден соседний остров с отвесными скалами, уходящими в прозрачную морскую воду.

Жаль, но осмотр красот пришлось резко прервать из-за начинающейся грозы. Дождь полил на обратном пути, но это уже мелочи. День прошел насыщенно и интересно, а завтра... идем нарушать запреты.

Бухта Горшкова и кекуры Бакланьи

Это была грандиозная затея. Конечная цель, кекуры Бакланьи, находились в 12 километрах от Витязя, и путь туда ждал непростой. Чтобы обойти забор заповедника, надо было подняться на самую вершину хребта и идти по сопкам - сильно пересеченной местности. Тропы на карте имелись, но они представляли собой запутанный лабиринт, в котором необходимо было правильно сориентироваться.
Кекуры - это используемое в Сибири и на Дальнем Востоке название каменных скал-останцев, как правило столбовидной или конусообразной формы. Кекуры Бакланьи интересны тем, что находятся вблизи берега, к ним можно подойти вплотную.
По пути на кекуры мы планировали ещё посетить заповедную бухту Горшкова - место, где редко ступает нога человека.
Итак, ранним утром мы отправилась в путь. День ожидался погожий. Одолев высокий подъём, мы оказываемся на вершине ближайшей к Витязю сопки.
Вид на Витязь с вершины сопки

Далее путь лежал по травянистому хребту высотой 300 метров. С обеих сторон виднелось море - красиво.

Тропа то поднималась наверх, то спускалась вниз, и продвижение вперёд шло не быстро. Только часа через три мы достигли бухты Средней, спускаться в которую мы не планировали. Но, к нашему великому сожалению, оказалось, что и по верху её не обойти. Дорогу преградил забор с красными запретительными табличками.

Таблички гласили что-то про ООО "Парк Гамов" и частную собственность. Какая может быть частная собственность в ГОСУДАРСТВЕННОМ заповеднике? Ах, да... буферная зона заповедника составляет лишь 500 метров от моря, а мы находимся  от него где-то в 2 километрах. Это уже не заповедные земли и ООО "Парк Гамов" явно не охраной природы занимается. Но, чем бы это ни было - оно создаёт серьёзную преграду на нашем пути.
Впрочем, возмущаться в данной ситуации было бы не продуктивно, надо решать, как действовать. Лезть в дыру в заборе нам показалось как-то неправильно. Возвращаться назад - обидно. Решили идти вдоль забора вверх в надежде, что он закончится. Тропы там никакой не было, приходилось продираться сквозь траву в человеческий рост. Метров через 300 мы увидели, что забор сильно покосился, а в одном месте вообще упал. Что же, пора сворачивать.
В результате, частную территорию мы обходили больше часа по ужаснейшим дебрям, но, в конце концов, смогли выйти на открытую местность, поросшую невысокой травой, откуда открывался хороший вид на бухту.

Бухта Средняя
Оглядевшись, мы увидели дорогу, ведущую в нужном направлении. Спустившись по ней с сопки, мы вышли на пересечение с большой, наезженной дорогой, ведущей из Андреевки в бухту Средняя. Наша дорога продолжалась дальше, в направлении следующей бухты - Горшкова.
Снова поднявшись на холм, бросаем взгляд назад, на запретную территорию.

Яхта в заповедной бухте
В том месте бухты, за которым расположена частная собственность, на воде покачивается большая моторная яхта и катер. В голове крутятся назойливые вопросы. Что это? Егеря задержали нарушителей заповедных территорий, или приехали на отдых "те, кому всё дозволено"? Как хочется верить, что первое...  Но, всё-таки, имеет ли отношение частная собственность к заповеднику? Почему именно в этом месте нельзя ходить, тогда как доступ в другие бухты возможен без особых проблем? Вполне возможно, что в заповеднике поселился "боярин", ограничив туда доступ "черни" заборами с надписью "Частная собственность". Но это только домыслы. Я слышала о проекте строительства президентской дачи в бухте Средней, но шумиха закончилась несколько лет назад, проект так и не был реализован. Сейчас видно, что никаких дворцов в бухте не возведено. Но всё-таки, проход по этим местам почти невозможен, и чем это продиктовано - не понятно.

Идем дальше, надеясь, что заборов больше не будет. Однако, заборы были! Я насчитала их более 10 штук, правда все они легко преодолевались, потому что покосились и, в некоторых местах, упали. Самый последний забор был крепкий, но с открытым выходом. С той стороны забора снова была табличка с надписью "частная собственность". Таким образом, мы только сейчас покинули пределы "ООО"! Ничего себе, какую огромную площадь оно занимает! Что это вообще?

За забором мы вновь попали на хорошую дорогу, спускающуюся, судя по направлению, в бухту Горшкова. Решили идти по ней. Дорога вела вдоль полноводного ручья и, где-то через километр, вывела на пляж.
Ручей, впадающий в бухту Горшкова
Пляж был совершенно безлюдным, хотя, в кустах чуть выше по течению ручья виднелась палатку, хозяева которой даже жгли костёр.
Бухта Горшкова
После обеда и отдыха в бухте Горшкова, несмотря на то, что времени уже было 15.00, решаем продолжить путь до кекуров. Кекуры расположены в северной (самой дальней) части бухты, на мысу Сосновом. Но, к сожалению, добраться по пляжу до них было невозможно из-за береговых скал, преграждающих путь. Пришлось снова лезть в горы.
Хорошо, что имелась дорога, которая через некоторое время вывела в нужное место.
Дорога, ведущая на мыс Еловый
Первый кекур, открывшийся нашему взгляду - знаменитая скала Штаны.

Скала Штаны
Попасть на мыс Сосновый оказалось в меру экстремально: узкие тропинки, ведущие туда, обрывались в пропасть с обеих сторон. Сам мыс тоже имел обрывистый край, с которого вниз никак не спуститься.

Кекуры были видны с мыса, но не очень хорошо, так как вид загораживали сосны.
Вид на кекуры Бакланьи с мыса Сосновый
Со стороны моря доносились какие-то непонятные звуки, похожие на крики животных. Приглядевшись в том направлении, видим, что на камнях между дальними кекурами устроилось на лежбище целое стадо тюленей-ларга!!! Издалека они напоминали шевелящуюся гряду камней, их было ОЧЕНЬ много!

Захотелось спуститься со скал и подойти к кекурам поближе. Для этого пришлось вернуться немного назад и спуститься к морю по крутой тропинке. Далее, следуя береговой линии, мы подобрались к отвесным скалам мыса Сосновый, уходящим в воду. Дальше - только вплавь. Но чего только не сделаешь ради достижения заветной цели!

Кладем аппаратуру в гермоупаковку и ныряем в воду! Морской путь был недлинным - метров 10, и глубиной, максимум, по грудь. Наконец-то, мы подобрались к заветным кекурам! Однозначно, идти туда стоило! Восхитительное место!
Кекуры Бакланьи

Единственное, что портило картинку - это невероятное количество мусора на берегу! В основном, это пластик, принесённый штормами. Причём, бутылки были преимущественно малайзийского и индонезийского происхождения.
К слову сказать, мусора много не только в этом месте, он разбросан по всем заповедным берегам. И, с одной стороны, вроде бы заповедник создан, чтобы сохранить эту уникальную природу, и хорошо, что сюда ограничен доступ людям, которые неминуемо превратили бы всё в помойку. С другой стороны, я не совсем понимаю, почему бы не выдавать пропуска желающим, готовым платить за посещение деньги и соблюдать охранный режим? Ведь на вырученные деньги можно привести в идеальный порядок эти красивые берега, оборудовать дорожки, вообще создать гармоничную инфраструктуру. В выигрыше были бы и посетители и природа! Так и поступают в развитых странах... А у нас пока всё плохо.

Солнце клонится всё ниже, а нас ждёт дорога назад. Прикинув в уме обратный путь, понимаем, что если пойду так же, как шли вперёд, это займет слишком много времени. Решаем, что лучше идти в Андреевку, она ближе, а оттуда ехать на такси в Витязь.
Так и поступили. Дорога в Андреевку оказалась тоже непростой: спуски и подъёмы отняли последние силы. В цивилизацию вышли практически по темноте. Ещё раз ужаснулись курортной Андреевкой, представляющей дикий контраст природной гармонии.
В Витязь приехали на такси около 22.00. Итого, мы прошли пешком в этот день более 30 километров. Но впечатления остались самые яркие за всё путешествие!
Это был последний день на полуострове Гамова.

Владивосток

Дорога назад могла оказаться непредсказуемой ввиду отсутствия заранее купленных билетов. Сможет ли автобус увезти всех желающих и не лопнуть? К счастью, была середина недели, и желающих уехать не так уж много. Однако, автобус брался штурмом в лучших традициях быдло-туризма. Мест хватило в аккурат. Нет, ну почему в наш технократический век не продавать бы билеты заранее через Интернет? Или, хотя бы, в кассах автовокзала.
Путь во Владивосток прошел без происшествий, хотя, водитель во время остановки ложился под автобус и трогал КОЛЕСО, что меня немного напрягло.
Во Владивостоке мы арендовали на две ночи частные апартаменты Studio on Pechorskaya, которые забронировали заранее на Booking.com. Чистота и красивый дизайн апартаментов меня приятно удивили, так же, как и радушие и тёплый приём их хозяйки, немного поправив впечатление о сервисе и местных жителях Приморского края (об этом впечатлении будет сказано чуть ниже).
Вечером мы сходили на прогулку по Владивостоку, посетили одну из главных достопримечательностей - смотровую площадку на сопке Орлиное гнездо, откуда открывается вид на ночной город, бухту Золотой рог и Золотой мост.
Золотой мост
На следующий день строили грандиозные планы, как исследовать город за один день. Но, поступившая на телефон SMSка с предупреждением о надвигающемся циклоне, дала понять, что всё будет непросто.
И, действительно, циклон застал нас на следующий день, когда мы снова поднялись на сопку Орлиное гнездо, чтобы увидеть город в свете дня.
Золотой мост днём
Надвигающийся циклон

Несмотря на начавшийся дождь с сильным ветром, мы продолжили экскурсию. Спустилась на фуникулере к Корабельной набережной, посетили музей в подводной лодке, дошли до красивой спортивной набережной, побродили по китайским кварталам (так называемая "Миллионка") и закончили день в ресторане "Зума".

Одна из подворотен Миллионки во Владивостоке

Надо сказать, что кроме дождя, циклон принёс во Владивосток холод, похолодало аж до +10 градусов! Самое время возвращаться домой.

Итак, подводя итог, можно отметить следующее.

Понравилось:
1) Природа. Собственно то, ради чего и затевалась поездка. Увиденные красоты оправдали мои ожидания. "Затерянный рай" - так вполне можно охарактеризовать нетронутые цивилизацией заповедные морские бухты. Природа Приморского края гармонична во всём: сосны Гамова, идеально подчёркивающие красоту скал, островки дубовых рощ на зелёных лугах, дарящие прохладу в жаркий день, высокие сопки, открывающие неповторимые виды на море... Даже дороги удивительно красивы, гармонично вписываются в ландшафт, зовут в неизвестную даль.
2) Море. Очень тёплое и чистое. Любителям пляжного отдыха легкодоступные бухты Астафьева, Теляковского, Теплая подарят незабываемые впечатления.
3) Еда. Дальний Восток -  рай для гурманов. Разнообразные морские деликатесы лучше пробовать в ресторанах Владивостока. Множество необычных продуктов имеется на прилавках магазинов. В крупных курортных местах, типа Андреевки, в любом киоске легко купить свежие гребешки, креветки, огромные ноги крабов. К сожалению, в Витязе с деликатесами было плохо, поэтому нам так и не удалось попробовать некоторые морепродукты.

Не понравилось:
1) Сервис
Утверждать, что хорошего сервиса в Приморском крае нет вообще, я не берусь. Там нет сервиса по приемлемым ценам. Если ты не готов платить за ночь более 5000 рублей - не рассчитывай даже на элементарные удобства. Туалет будет на улице и источать такие запахи, что к нему невозможно просто приблизиться. А уж зайдя туда - ты ощутишь близость говнодемона, готового тебя схватить и утащить в своё логово.
Я не привереда и не ради сервиса выбираю место отдыха, но мне кажется, что в любом месте, за которое ты платишь деньги, должна соблюдаться хотя бы чистота. На базе Витязь-Сихоте, где мы арендовали домик, его даже не удосужились подмести к моему прибытию. Веранда была оплетена паутинами, а в одном метре от неё лежали две кучи г.... (человеческого).
Что касается самой базы, то она, как и почти все "ночлежки" в тех краях, состояла из фанерных домиков, ну очень-очень скромных на вид. О внутреннем "убранстве" домика почти нечего сказать. Из мебели только деревянные нары. Нет ни стола, ни шкафа, ни табуреток. Правда, стол и одна скамейка имелись на веранде. Ну, да это мелочи, учитывая "скромную" плату за проживание - 1600 рублей в сутки.
Плата за домик  включала двухразовое питание. Кажется, вообще шикарно. Но то, чем кормили - едой назвать язык не повернется. Утренняя каша, например, по консистенции больше походила на суп, а хлеб на завтрак не был положен. Попробуй после такого "обжиралова" пройти хотя бы километров 10 и не помереть с голода!
2) Цены. В Приморском крае всё дорого. Начиная с продуктов, заканчивая ценами на проживание. Если сравнивать с Екатеринбургом, то цены выше примерно на 20-50%. При этом качество некоторых товаров и услуг вообще никак не соответствует их ценам.
3) Бескультурье. Наверно, неправильно было бы утверждать, что в каком-то конкретном месте все поголовно быдло и хамы. Но, вот, моё первое впечатление от Приморского края было именно таким. В любом магазине общение строится в стиле: "Чо припёрся? Не задавай глупых вопросов - весь товар на прилавке! Бери, не раздумывая, уходи поскорей!" Здороваться и говорить "спасибо" и "пожалуйста" у многих вообще не принято. Не у всех, но у бОльшей части.
На базе Витязь-Сихотэ имелась большая поляна, куда заезжал народ со своими палатками. Естественно, каждых стремился врубить музон так, чтобы перешуметь соседей. Какофония получалась жуткая. Ночью, когда все засыпают, кто-нибудь обязательно отметит это дело фейерверком. Бухать палаточники начинают с первыми лучами солнца и продолжают до глубокой ночи, спят, видимо, по очереди. Общаются между собой на громком матерном языке. Во всех красивых местах, куда ведут доступные тропы, обязательно нагажено. Видимо, народ распирает от красоты. Вообще, гадить вне туалетов - распространенное явление. Те две кучи, что были обнаружены возле нашей веранды - привет от отдыхающих. Мусор с собой никто не забирает, поэтому везде - горы бутылок и прочего хлама. Тот мусор, что выбрасывают на помойку, просто отвозится за пределы населенного пункта и сваливается на обочинах дорог.
4) Заборы. Россия - страна заборов, и Приморский край - не исключение. Что мы пытаемся защитить: себя от мира, или мир от себя? Нет, ну реально бесит, и не находит понимания это явление в моей душе. Видимо, необходимость строить заботы следствие пункта 3.
5) Погода. С одной стороны - жаркий и влажный климат я люблю, но с другой - погода в Приморском крае на редкость непредсказуема. И дожди, начавшись, могут продолжаться неделями. На наш отдых выпало три полностью дождливых дня и три идеально погожих. В остальные дни погода менялась. Утром могло быть тепло и солнечно, а после обеда зарядить дождь до вечера. Вообще, это - удача. Могло быть и хуже.

Стоит ли туда ехать с Урала? Один раз - да. Я бы могла смело утверждать, что это лучшее морское побережье в России. А вот сравнивать с тем, что есть в мире, пожалуй, не стоит. Ведь, откровенно говоря, настоящий Рай мною был уже найден на этой планете несколько лет назад. Что же я ещё ищу? Я не ищу больше, просто остаюсь в пути, чтобы жить. А любой неизведанный путь стоит того, чтобы его пройти.

1. хм...) Всегда была скала Парус,а у вас "Штаны"

2. Интересный рассказ, красивые фотографии.
    Удивляет желание людей (и местных и приезжих) загадить всё вокруг, видимо соответствует тому, что внутри. Не поеду туда, всё кроме природы как то отвратительно.